Семинар – практикум "Первые дни ребёнка в детском саду"

22 августа 2024 г.
Семинар – практикум "Первые дни ребёнка в детском саду". .
Семинар – практикум "Первые дни ребёнка в детском саду".
.

Семинар –практикум для родителей детей  раннего возраста

"Первые дни ребёнка в детском саду"

Цель:

- рассказать об особенностях первых дней пребывания ребенка в детском саду;

- научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации;

- изучить индивидуальные способности детей, поступающих в ДОУ (на основе анкетирования);

- способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Участники:

-родители детей раннего возраста

- воспитатели групп раннего возраста

- старший воспитатель

Ход семинара-практикума:

Вступительное слово старшего воспитателя .

Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Нет он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Мини – лекция на тему «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (варианты адаптации и как облегчить адаптацию в домашних условиях).

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что у нас есть, - о наших детях. Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем дается легко. Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей начала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности.

Вопрос, отдавать или нет ребенка в дошкольное учреждение, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому, сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

Одна из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Аксарина Н.М. в связи с данной проблемой всегда приводила один и тот же пример:

Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

А теперь обратимся к детям, проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду можно по следующим показателям.

Легкая степень адаптации.

К 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть, как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2-х недель. Заболеваемость не более 1 раза, сроком не более 10 дней.

Средняя степень адаптации.

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительны. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна также страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может наблюдаться в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное. Заболевание до 2 раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Тяжелая степень адаптации.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60 дню пребывания в детском саду. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное. Отношение к детям – избегает, сторонится детей или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10 дней.

Обсуждение с родителями приемов облегчения адаптации ребенка к детскому саду (делятся опытом).

Итак, чтобы облегчить адаптацию, дома:

·Соблюдаем режим детского сада, смена блюд, не ходим в гости (лишняя нагрузка на нервную систему). На неделе встаете примерно в одно и то же время, обязательно дневной сон, прогулка, спать ложится пораньше.

·Меньше смотреть телевизор (до 2-3 лет противопоказано).

·Используйте элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями).

·Успокаивают игры с водой. Предложите ребенку поиграть с водой перед сном. В это время дня хорошо поиграть с теплой водой. Пусть малыш наливает и переливает воду из одних сосудов в другие (они должны быть пластмассовыми). Успокаивающий эффект от упражнения с водой будет способствовать быстрому засыпанию и хорошему сну вашего ребенка.

·Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).

·Как можно больше гулять на свежем воздухе.

·Пораньше забирать из детского сада.

·Очень важно, чтобы у ребенка были сформированы навыки общения со взрослыми, детьми, игровые навыки (ребенку легче будет занять себя и легче отвлечься).

·Больше рассказывать о детском саде, воспитателях, детях, обязательно в радостных и положительных тонах.

·По рекомендации врача подвешивайте над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.

Помните, не бывает одинаковых детей – у всех адаптация проходит по-разному. Родители должны сами постараться настроить себя на спокойный терпеливый лад, так как ребенок чувствует ваше настроение, ваши переживания.

Исход адаптации.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.

• Играет.

Разбираем ситуации: Миф и реальность

Дело в том, что педагоги знают, что такое детский сад изнутри. Я хочу вам рассказать, что среди родителей витает много мифов по поводу посещения детьми сего учреждения. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Миф №1. "Дети в саду постоянно болеют".

Отчасти, это действительно так. Правда, болеют. Но есть оговорка: не все и не всегда. 

Если Ваш ребенок впервые пошел детский сад, то первые полгода-год он действительно может много болеть. С точки зрения психологии - стресс для ребенка, который ему необходимо пережить. Естественно, что организм "даст сбой". С точки зрения медицины - инфекции в таком количестве организм ребенка встречает первый раз. Иммунитету необходимо научится с ними "работать".

Здесь важно то, как протекают болезни. Если процесс проходит относительно легко, не вызывая осложнений, то и беспокоиться не о чем. Малыш обязательно справится!

Если же болезни затягиваются, и каждая простуда оборачивается бронхитом или, хуже того, воспалением легких, то это повод задуматься.

Возможно, иммунитет ребенка изначально "оставлял желать лучшего", а стрессовая ситуация усугубила положение. Тогда консультация иммунолога и педиатра необходима.

Возможно, проблемы носят психологический характер. Тогда необходима консультация психолога

Возможно, причина в повышенной тревожности мамы по поводу адаптации ребенка.

В любом случае родителям важно помнить, что часто болеющий ребенок может стать для них действительно мифом. В том случае, если к адаптации подойти во "всеоружии": закалять ребенка, готовить его "морально", спокойно относится к процессу самим.

Миф №2 "Не садовские дети" (дети с тяжелой дезадаптацией, которые ходят в сад полгода-год и никак не могут привыкнуть).

Вот уж точно, миф. 

Детский сад - дело вовсе не обязательное. И когда начинаешь глубже копать ситуацию "не садовского" ребенка, то, как правило, понимаешь, что проблемы в том, что родители это так считают. Ну, правда, давайте на минутку представим, что школьное образование в нашей стране станет не обязательным. Я уверена, что сразу найдутся "не школьные" дети!

Поэтому этот миф я бы путем замены слов назвала бы вполне таким существующим фактом "Не садовские родители". 

Такое встречается часто:

"Вроде как путевку дали, не пропадать же..." 

"Ему со сверстниками надо общаться..."

"Ребенку необходимо общество..."

А когда спросишь маму "А как Вы пережили то, что ребенок пошел в сад? А считаете ли Вы указанные причины действительно важными для Вас?", то выясняется, что причина в маминой "неготовности" оторвать от себя ребенка. То есть мама привела для себя, безусловно, важные доводы пользы детского сада. Но внутри у нее все "сжимается в комок" от нежелания отпускать от себя ребенка.

Она не готова! Более того четкого и уверенного осознания того, что ее ребенку нужен сад тоже нет! Особенно если и на работу не нужно торопиться. 

Вот и обслуживает ребенок мамины потребности, не отходит от нее. Сплошная пытка и для мамы, и для малыша, который через определенное время этих мучений становится "не садовским".

Но! Маму можно понять! Ей на самом деле тяжело.

Милые мамы!

Если Вы чувствуете, что не готовы отпускать ребенка "в большой мир", но понимаете, что рано или поздно сделать это придется, то необходимо себя "перенастроить".

Вам на помощь может прийти психолог, тематические форумы в интернете и специальная литература на данную тематику.

Миф №3. "Ребенок целый день будет плакать без меня".

Миф.  Может хныкать, периодически разрыдаться, да. Но так чтобы все время навзрыд, нет... Почему?

Ну, воспитатели живые же люди. Ваш ребенок в группе - не единственный. Даже при условии, что все дети спокойны - уровень шума в группе очень высокий. Поэтому воспитатели сделают все, чтобы успокоить Вашего малыша: посадят его на колени, будут держать за руку все то время, что требует малыш, смотреть с ним в окошко и ждать маму. 

Хотя плакать ребенок, вероятнее всего, будет. Есть, конечно, единицы, которые не ревут, но в большинстве ...

Особенный треш ждет родителей по утрам. Для малыша момент расставания самый трагичный.

Некоторые детки начинают плакать уже с вечера. Сама фраза "Завтра в садик" вызывает бурю негодования. Уговаривать ребенка хорошо себя вести и прекратить плакать при этом совершенно бесполезно. Лучше посочувствовать - ему, правда, тяжело.

В любом случае, милые родители, нужно усвоить! 

Если уж отвели ребенка в сад - сделайте усилие и начните доверять воспитателям. Они справятся. Обязательно найдут способ успокоить Вашего малыша.

Как правило, 90% ребятишек успокаиваются через 10-15 минут после ухода мамы.

Безусловно, в группе он может тихонечко плакать и грустить на стульчике.

Может снова громко разреветься при выполнении некоторых режимных моментов, например, если все дети дружно начнут собираться на прогулку. Мой младший сын таким образом почти 2 недели "прогуливал" музыкальные занятия, гимнастику, прогулки и  много того, что предполагает уход из группы. Куда мама привела - там  он и считал нужным ее ждать. Ни сантиметра в сторону!  Сидел в группе - общался с няней. Но в конце концов слезки прекратились, и он понял, что куда бы ребятки с воспитателем не ушли, они все равно возвращаются в группу!

 Нужно дать ребенку право на эти эмоции. Пусть лучше плачет, чем держит в себе. Есть такие слезы, которые нужно выплакать (не помню, кто это сказал, напомните?). Это как раз случай тех самых слез.

И еще заметка к сведению. Раз уж о слезах говорим.

Слезы по утрам могут наблюдаться еще довольно долгое время. При этом если ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, болеет не больше положенного, у него хороший аппетит, он идет на контакт, то такие слезы - не показатель дезадаптации. Возможно, эти слезы - исключительно "концерт для мамы", возможно, малышу просто сложно переключиться с режима дома на режим сада, возможно, ребенку сложен сам факт того, что мама уйдет. Он имеет право на такую реакцию. Главное - не делать из нее проблемы ни маме, ни воспитателю. И ни в коем случае не стыдить и не ругать за это ребенка!

Миф №4. "В садике ему будет плохо, ведь детей много, а воспитатель один".

Миф. Хотя поначалу может казаться, что та еще реальность.

На самом деле, первые дни, а может быть, и недели ему действительно будет плохо. Но нужно понимать, что это - лишь острая реакция на стресс.

Первые дни ребенку нереально страшно! 

Даже взрослый человек, оказавшись в совершенно незнакомом месте, первые несколько минут может чувствовать неловкость. Что о ребенке говорить!

Но рано или поздно сквозь свои слезки малыш увидит, что его никто не кусает, не обижает, а, напротив, пытаются завлечь игрушкой и накормить. Вот тогда - то и можно хлопать в ладоши от радости!  Готово! Теперь с каждым днем все больше он будет видеть то, что в группе вполне себе интересно. Игрушки совсем другие (хотя справедливости ради отмечу, что некоторых детей, наоборот, эта новизна привлекает изначально и оттягивает момент появления слез). Воспитатель с ребятами лепит, рисует, читает им книжки, а еще и в "гости" к ним игрушки разные на занятия приходят. Песни поют, на улице бегают...Понятно думаю, что скучать нет особо времени. 

Правда, сначала привыкнуть надо... тогда яркая радуга нам обеспечена.

Миф №5. "К моменту посещения детского сада ребенок должен многое уметь: кушать и пить самостоятельно, озвучивать просьбу, просится на горшок и т.д."

А вот это утверждение совершенно не миф. Потому что чем самостоятельней ребенок, тем комфортнее ему в незнакомой обстановке. 

Воспитатель для малыша в первые дни - чужая тетя, которую ни он не знает, ни она еще пока не успела с ним познакомиться. Она может просто не заметить того, что малыш стоит в углу и теребит штанишки, так как захотел в туалет.

А вот если мама дома заранее научила ребенка обращаться за помощью, то ему будет гораздо проще. Ведь он знает, что нужно сделать,чтобы его услышали.

Отсюда рекомендация всем родителям:

Учите ребенка озвучивать свои желания!

Когда мама бежит к малышу с тарелкой, стоит лишь ему проговорить невнятное "ням-ням", то просить правильно, так чтобы его слышали, ребенок не научится. И не нужно питать иллюзий на тему "Он у меня шустрый, сам догадается". Может и не догадаться. Адаптация к саду - стресс, и невозможно предугадать, как ребенок на него отреагирует.

Разумеется, умение озвучивать свои просьбы появляется не сразу. У кого как, но примерно с двух лет. Важно учить этому ребенка очень задолго до детского сада, просто так это умение не формируется. 

Я здесь рассмотрела вариант, когда ребенок идет в детский сад в три года. В этом возрасте умение самостоятельно кушать и знание горшка по умолчанию должны присутствовать в жизни ребенка. 

В случае если группа, в которую ходит ребенок, называется ясельной, то самостоятельности малышей учат воспитатели совместно с родителями.

Итак, мы рассмотрели мифы об адаптации, которые встречаются в разговорах с родителями.

Почему детям сложно адаптироваться к детскому саду?

Идет обсуждение, в конце которого педагог-психолог подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

  • являющиеся единственными в семье;
  • чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
  • привыкшие к тому, что их капризам потакают;
  • пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
  • не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
  • неуверенные в себе;
  • страдающие ночными страхами;
  • эмоционально неустойчивые;
  • пережившие психологическую травму;
  • с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
  • чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад

Заключение.

Вот и прошла наша первая встреча. И хочется закончить ее на приятной ноте. И у меня в руках вот такой мешочек. В нем много конфет. Они все разные. Как и мы с вами – нет ни одного похожего. Но мы с вами теперь в одной группе – мешочке – и очень хочется, что нам с вами было все-таки сладко. Угощайтесь! Спасибо за внимание!

Импровизированный тест Люшера с цветными драже.

Родителям предлагается с помощью драже ответить на вопрос:

«С каким настроением Вы отдаете своего ребенка в детский сад?»

Красный – выбирают активные, энергичные люди, несдержанные, с потребностью активно действовать.

Желтый – хорошее, светлое настроение.

Синий – потребность в глубоком личностном контакте, а не поверхностном, потребность в спокойствии, внимании.

Зеленый – с высоким уровнем притязаний, для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Коричневый – тревожные люди, испытывают страх за своего ребенка.

Вернемся к притче, которую вы услышали в начале нашей встречи. Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?

- Ребенок.

- Каким должен быть этот Путник?

- Благородным Человеком.

- Кто же воспитывает его?

- Мы, Взрослые.

- Наша задача воспитывать Благородного Человека.

Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать …

- Себя!

Упражнение «Улыбка и радость»

И в завершении своего выступления, я предлагаю: посмотрите на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ.

И вот чтобы они не ушли от вас на протяжении всех лет взаимодействия с детским садом, их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо!

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хотим, чтоб про вас говорили друзья: 
Какая хорошая эта семья!

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie