Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Центр театрализации и музицирования - 1

  • Центр Театрализации и музицирования находится на первом этаже, удовлетворяет требованиям эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям. Предназначен для проведения музыкальных занятий с дошкольниками, праздничных утренников, вечеров развлечений, совместных мероприятий с родителями и воспитателями, а также для консультирования, диагностической и индивидуальной работы с детьми.
  • Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.
  • Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится музыкальные инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, барабан, балалайка, бубен и др. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.

Центр творчества и продуктивной деятельности - 1

Кабинет творчества и продуктивной деятельности  очень полифункционален и обеспечивает атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория:  он оснащен  мольбертами, магнитной доской со световой подсветкой, мультимедийное оборудование.  Имеются репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и мордовская игрушка и др.). В центре творчества предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами, мольбертами, партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, наборы цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок. Нетрадиционные средсва рисования.

Центр Коррекции (кабинет логопеда) - 1

Оснащение логопедического кабинета:

  • Настенное зеркало – 1 шт.
  • Детские столы – 2 шт.
  • Детские стулья – 8 шт.
  • Стул для логопеда – 1 шт.
  • Шкафы для пособий – 1шт.
  • Лампа дневного освещения – 1 шт.
  • Чистое полотенце – 1 шт.
  • Коробки, папки для хранения пособий.

Зоны логопедического кабинета

1. Зона индивидуальной работы. Предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий. Оборудование: стол, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением.

2. Зона групповой работы. Предназначена для проведения групповых занятий с детьми. Оборудование: столы, стулья, доска, индивидуальные зеркала.

3. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала. Предназначена для размещения учебно-методической литературы, наглядно-иллюстративного материала, игр. Оборудование: шкаф для пособий.

4. Рабочее место учителя-логопеда. Предназначено для организации работы педагога. Оборудование: письменный стол, стул, компьютер, принтер.

5. Пособия согласно адаптированной программе образования.

Групповые помещения - 10

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

 Предметно-пространственная развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

 Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. 

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

 Центр конструирования представлен  образовательным модулем «СTEM-конструирование». Целью которого  является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников через решение локальных задач, возникающих в процессе организации деятельности детей с конструкторами различных типов и видов. Тем самым обеспечивается достижение цели, сформулированной в программе «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научнотехническое творчество.

Лего- конструирование — развитие творческого воображения, конструктивных навыков, способностей к планированию, экспериментированию, умение анализировать, обобщать.

Робототехника — развитие логического, алгоритмического, индуктивного мышления, способностей к планированию, моделированию, формирование элементарных основ программирования.

Признаки, по которым систематизируются конструкторы: 1. Материал, из которого изготовлен конструктор. 2. Набор деталей. 3. Место для игр: напольные или настольные. 4. Характер построек. 5. Способ крепления деталей для обеспечения прочности постройки.

Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересным, увлекательным для детей нужны инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий является парциальная модульная программа "STEM - образование", один из ее модулей "Экспериментирование с живой и неживой природой" Цель экспериментирования- дать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его свойствах, качествах, взаимосвязях с другими объектами. В процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении в STEM обучении основными направлениями экспериментальной деятельности являются:

  • Формирование представлений о безопасной исследовательской деятельности, как ведущем способе познания окружающего мира
  • Формирование и развитие творческой познавательно- исследовательской активности и активизация мыслительных процессов у детей
  • Развитие интереса и эмоционального отношения к окружающему миру, науке, экологической культуре, желания рассказать, обсудить обнаруженные закономерности.
  • Осознание детьми единства природы, тесной связи всего со всем.

Важная особенность экспериментирования состоит в том, что в процессе его осуществления ребёнок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывает или прекращает его, изменяет это явление в том или ином направлении. В игровой форме дети учатся определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсудить её ход и вместе идти к результату. Это помогает им приобретать необходимые навыки совместных действий, где дети помогают и поддерживают друг друга. 

Комплект оборудования для модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой»:

  • Наборы для опытов с живой природой
  • Наборы для опытов с неживой природой
  • Наборы для опытов для изучения оптических явлений

Экспериментирование в STEM обучении неразрывно связано с исследовательской деятельностью, и является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. Глубокое, не поверхностное знакомство ребёнка с окружающим миром трудно представить без его исследовательской, опытнеческой деятельности в природе.

Что мы понимаем под исследовательским методом обучения детей дошкольного возраста?

Исследовательский метод обучения- это восприятие и усваивание материала в результате возникшей у ребёнка потребности в знаниях, это создание условий для познавательной деятельности.

Экспериментирование на ряду с исследовательской деятельностью может выступать как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, но может рассматриваться как форма организации педагогического процесса.  В процессе экспериментально- исследовательской деятельности используются и другие методы при проведении опытов и экспериментов.

Центр логики и математики является важным уголков в детском саду для воспитания и обучения детей. В этом уголке дети изучают цифры, счёт, учатся логически мыслить и принимать решения.

Центр оснащен интерактивным оборудованием,  компьютерами, наполнен играми на воспроизведение знаний:

Комплект оборудования для модуля «Дидактическая система Ф.Фребеля»: «Шерстяные нитки» ; «Основные тела»; «Куб из кубиков»;  «Куб из брусков»; «Кубики из призмы»; «Кубики, столбики, кирпичики»; Наборы для развития пространственного мышления.

Комплект оборудования для модуля «Математическое развитие»:

Наборы «Математическое развитие детей 3-5 лет»

Наборы «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Рамки - вкладыши: «Геометрия: круг», «Геометрия: квадрат», «Геометрия большая»;

«Давайте поиграем» (комплект игр к Логическим Блокам Дьенеша); Планшет «ЛОГИКО - МАЛЫШ»;  Счетный материал «Медведи» в ведре (96 медведей, 3 размера, 4 цвета); «Математические весы» демонстрационные; Весы «Математическая обезьянка».

 

Центр безопасности

Центр безопасности – специально выделенное и оборудованное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Центр безопасности содержит:

  • Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей (книги, плакаты, тематические альбомы, дорожные знаки, пожарные таблички и указатели и др.).
  • Дидактические игры («Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» и так далее) фабричного изготовления и созданные своими руками.
  • Макеты улицы, двора, светофора, пожарного щита.
  • Макеты предметов для личной безопасности: отражатели, огнетушитель.
  • Игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: телефон, машинки (специальный транспорт), куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения.
  • Напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД.и др.

Мультстудия "Я творю мир"

Цель образовательного модуля - обеспечение всестороннего развития ребенка, освоение ИКТ, мульти- медийных технологий, организация продуктивной деятельности, посредством сочетания художественного и технического творчества, развитие коммуникативных навыков.  Состоит из:

  • магнитные ширмы
  • коллекции фонов и рисунков
  • фигурок животных и человечков
  • мультимедийного оборудования

"Этнокраеведческий музей"

Цели: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордовского народа; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвского народа; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа.

Задачи:

  1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.
  2. Вызвать у детей познавательный интерес . Воспитывать  уважения к разным национальностям, развивать патриотические чувства.
  3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения мордовских  народных традиций.
  4. Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте мордовского  народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
  5. Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.
  6. Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.

 Адресность

Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится ООД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста, с использованием экспонатов музея.

  Направления работы мини-музея: 

  • Знакомство с мордовским народным бытом (с мордовской народной деревенской избой);
  • Знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством;
  • Знакомство с мордовской народной игрушкой
  • Знакомство с мордовским народным национальным костюмом.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Наглядность. Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

  1. Куклы в мордовских национальных костюмах;
  2. Деревянная тарелка с мордовским орнаментом;
  3. Деревянная доска с мордовским орнаментом;
  4. Кукла-мордовка ;
  5. Тавлинская лошадка;
  6. Куклы обереги ;
  7. Мордовские матрешки;
  8. Макет мордовской избы;
  9. Самовар;
  10. Деревянная ложка;
  11. Деревянный бочонок;
  12. Рушники с мордовским орнаментом;
  13. Мордовский национальный костюм;
  14. Книги: ·Мордовская изба;·Саранск -столица Мордовии; ·Храмы Мордовии; Мордовский национальный костюм; Мордовия; Мордовский фольклор; 

    мордовские сказки; мордовские песни; мордовские стихи на эрзянском и мокшанском языках;

  15. Ухват; кочерга, кувшины, люлька, старинные сундуки, прялка, ступа;

  16. Имитация деревенской печки.

  • Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

  • Интерактивность.

В музее мордовского быта воссоздана уютная обстановка мордовской избы.

 Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Зимний сад

Цель работы зимнего сада: формирование основ экологического мировоззрения у детей через посещения «Зимнего сада» в ДОУ

Задачи:

  • способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
  • развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, оказывать посильную помощь в уходе, анализировать, делать выводы).

Наличие оборудованных библиотек

Библиотека

Учреждение обеспечено необходимой методической и художественной литературой. Хранение книг осуществляется в методическом кабинете и  в групповых помещениях,  отдельного помещения под библиотеку не предусмотрено. Ответственность за сохранность книг и периодических изданий несут воспитатели групп, специалисты, заместитель заведующего по ВМР. Методическая литература используется воспитателями и специалистами для руководства в организации образовательной деятельности, детские издания используются детьми для самостоятельной деятельности, а так же воспитателями для чтения детям.

Наличие оборудованных объектов спорта

Центр двигательной активности

Центр двигательной активности предназначен для проведения занятий по физической культуре с  детьми всех возрастов и индивидуальной работы с детьми, а также для проведения спортивных праздников, развлечений,  в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников. Созданная развивающая предметно-пространственная образовательная среда в спортивном зале позволяет успешно реализовать образовательную программу дошкольного образования.

Наименование оборудования: шведская стенка, гимнастические маты, брусья, гимнастические скамейки, горка, кольцо баскетбольное,  корзины для метания мячей, кегли разной высоты, Кубики пластмассовые 30, мячи пластмассовые, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, обручи диаметром 50см 30, обручи диаметром 90см 30, мешочки с песком, масса 200гр 60, кольцебросы, хоккейные наборы, мягкие модули, палки гимнастические, деревянные, длина – 70 см 12, скакалки, мячи массажные, ракетки теннисные, коврики модульные массажные, гантели, гири, гимнастические диски крутящиеся.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

В ДОУ имеются следующие средства обучения:

- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

- электронные образовательные ресурсы ( интерактивное оборудование,  компьютеры,  телевизоры в каждой группе, ноутбуки, мультстудия, робототехника. образовательные мультимедиа мультимедийные, сетевые образовательные ресурсы).

- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)

- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, иллюстрации); 

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);

- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы, флюгель, микроскоп, колбы, увеличительные стекла и т.д.);

- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

            Принципы использования средств обучения:

- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

- сотворчество педагога и обучающегося;

- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

 Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

  

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества   образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
 Для педагогов и административного управления —  имеются ноутбуки и компьютеры, 1 имеет выход в Интернет.

   

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie